Надо сказать, что многие мотивы перекликаются. Если честно, повторять их не слишком хочется. Напишу основные, которые наблюдала в течение работы со студентами и собой.
Творческая самореализация
Я вижу мир иначе — и хочу это показать. Желание создавать эстетику, поиск своей уникальности (не стиль мы ищем, не стиль, а подтверждение тому, что мы особенные, не такие, как все)
Документирование реальности.
Главный мотив — «это должно быть сохранено» — человек, момент, событие.
Фиксация изменений, историческая ответственность — было вот так. Вот документальное подтверждение.
Присваивание себе момента
Эмоциональный отклик.
Мы реагируем на увиденное, возможно получаем катарсис через фиксацию, нам важно не только присвоить себе ощущаемое через фотографию, но и разделить эту эмоцию с другими, пробуя передать свои чувства и ощущения.
Исследование человеческой природы.
В мастерской, к примеру, человек это приоритет исследования, поэтому «человечки в кадре». Мы испытываем интерес к лицам, эмоциям, взаимоотношениям.
В том числе и с психологической стороны, не только и не столько с визуальной.
Профессиональные амбиции
Тут и портфолио, и продажи, всё, что связано с коммерческим успехом.
Технический интерес.
Существует категория людей, обожающих работать с техникой, экспериментировать со светом, построением кадра, обработкой.
Социальное взаимодействие
А вы не использовали камеру для новых знакомств? Расширение круга общения, возможность совместного творчества и коллабораций, в принципе — возможность общения с разными людьми на съёмках.
Знаю людей, которые прикрываются камерой, но на самом деле даже терапевтируют)
Власть над реальностью.
Очень любопытный мотив, но фотограф — действительно — контролирует то, что будет в кадре. Иногда создавая альтернативные версии реальности.
Философские мотивы
Желание остановить момент перед вечностью. Экзистенциальные вопросы через визуал. Случай редкий, наблюдался мной однажды.
Любовь к самому процессу.
Я обожаю адреналин от охоты за кадром)
Это особые ощущения, даже просто держать камеру в руках и быть готовой. Как рыбалка ))
Есть ли мотивация, которая идёт от травматики?
К сожалению, да.
И люди часто используют фотографию как обезбол. Как лейкопластырь.
Погоня за совершенством
Здесь перфекционисты, которые ищут «идеал»
Здесь много неудовлетворённости, боли от отсутствия шедевров на каждой съёмке.
Терапевтический эффект
Съёмку используют и как медитацию, и как способ справиться с тревогой или одиночеством.
Способ почувствовать себя живой.
Эгоистичные мотивы
Потребность в признании, отверженность, желание что-то кому-то доказать
Тут же напишу о болезненном и непопулярном. Съемки социальных проектов, «я меняю мир», «я меняю чью-то жизнь» — это тоже про себя, про эгоизм, про желание быть значимым.
Плохого ничего в этом нет, но корни — в травматике.
Бегство от реальности
Фотография используется как убежище, стирание обычной жизни и создание новой, которой не существует.
Ощущение капсулы, когда снимаешь — попадание в другой, свой, отдельный мир.
Мы часто через фотографию компенсируем травму отверженного, перфекционизм, используем съёмки как способ создать место, где я всё контролирую.
Это бывает войной с собственной невидимостью.
Бывает и поиском любви — чтобы признали, обожали, ценили, хвалили, гладили.
Экзистенциальная травма тоже встречается.
Я умру — но мои кадры останутся.
ВАЖНО
Это не диагнозы. Я пишу о возможных взаимосвязях. Фотография, действительно, часто становится терапией. Часто лечит, но чаще — просто компенсирует.
Есть версия, что творцу не нужно прорабатывать травмы, потому что исчезнет мотив, исчезнет потребность в творчестве.
Но это для меня выглядит больше бегством.
Часто говорят, что если бы не было травмы — не было бы шедевра. И вроде бы это логично.
Но предполагать с равной степенью вероятности можно и то, что талантливый человек без травмы мог бы создать больше — просто потому, что не было бы препятствий. Но это разговор про угадайку. Мы не знаем, как могло бы быть.
Резюме.
Текст получился чуть неполным, но я от него уже устала и явно что-то упустила.
Главная задача выполнена. Мне важно было структурировать мотивы и показать, что бывает, с чем я сталкивалась.
По поводу мотивов из травматики вот что хочу ещё сказать.
Без травмы можно и нужно продолжать снимать. Но! Недостаточно просто убрать гнилую несущую стену. Нужно сначала строить новую опору.
МАРУСИНЫ ТЕКСТЫ

КОПИРОВАНИЕ

МОЛЧАНИЕ

СТАБИЛЬНОСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

АГРЕССИЯ И РАЗДРАЖЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНА

ВДОХНОВЕНИЕ

ПРИНЦИПЫ МАСТЕРСКОЙ

10 ПРИЗНАКОВ НЕ-КРИТИКИ

УНИКАЛЬНОСТЬ МАСТЕРСКОЙ

АВТОРЫ НЕ ПУБЛИКУЮТ СНЯТОЕ
