Надо сказать, что многие мотивы перекликаются. Если честно, повторять их не слишком хочется. Напишу основные, которые наблюдала в течение работы со студентами и собой. 


Творческая самореализация

Я вижу мир иначе — и хочу это показать. Желание создавать эстетику, поиск своей уникальности (не стиль мы ищем, не стиль, а подтверждение тому, что мы особенные, не такие, как все)


Документирование реальности. 

Главный мотив — «это должно быть сохранено» — человек, момент, событие. 

Фиксация изменений, историческая ответственность — было вот так. Вот документальное подтверждение. 

Присваивание себе момента 


Эмоциональный отклик

Мы реагируем на увиденное, возможно получаем катарсис через фиксацию, нам важно не только присвоить себе ощущаемое через фотографию, но и разделить эту эмоцию с другими, пробуя передать свои чувства и ощущения. 


Исследование человеческой природы

В мастерской, к примеру, человек это приоритет исследования, поэтому «человечки в кадре». Мы испытываем интерес к лицам, эмоциям, взаимоотношениям. 

В том числе и с психологической стороны, не только и не столько с визуальной. 


Профессиональные амбиции

Тут и портфолио, и продажи, всё, что связано с коммерческим успехом. 


Технический интерес

Существует категория людей, обожающих работать с техникой, экспериментировать со светом, построением кадра, обработкой. 


Социальное взаимодействие

А вы не использовали камеру для новых знакомств? Расширение круга общения, возможность совместного творчества и коллабораций, в принципе — возможность общения с разными людьми на съёмках. 

Знаю людей, которые прикрываются камерой, но на самом деле даже терапевтируют) 


Власть над реальностью

Очень любопытный мотив, но фотограф — действительно — контролирует то, что будет в кадре. Иногда создавая альтернативные версии реальности. 


Философские мотивы

Желание остановить момент перед вечностью. Экзистенциальные вопросы через визуал. Случай редкий, наблюдался мной однажды. 


Любовь к самому процессу

Я обожаю адреналин от охоты за кадром) 

Это особые ощущения, даже просто держать камеру в руках и быть готовой. Как рыбалка ))

Есть ли мотивация, которая идёт от травматики? 

К сожалению, да. 

И люди часто используют фотографию как обезбол. Как лейкопластырь. 

Погоня за совершенством

Здесь перфекционисты, которые ищут «идеал»

Здесь много неудовлетворённости, боли от отсутствия шедевров на каждой съёмке. 


Терапевтический эффект

Съёмку используют и как медитацию, и как способ справиться с тревогой или одиночеством. 

Способ почувствовать себя живой. 


Эгоистичные мотивы

Потребность в признании, отверженность, желание что-то кому-то доказать 

Тут же напишу о болезненном и непопулярном. Съемки социальных проектов, «я меняю мир», «я меняю чью-то жизнь» — это тоже про себя, про эгоизм, про желание быть значимым. 

Плохого ничего в этом нет, но корни — в травматике. 


Бегство от реальности

Фотография используется как убежище, стирание обычной жизни и создание новой, которой не существует. 

Ощущение капсулы, когда снимаешь — попадание в другой, свой, отдельный мир. 


Мы часто через фотографию компенсируем травму отверженного, перфекционизм, используем съёмки как способ создать место, где я всё контролирую. 

Это бывает войной с собственной невидимостью. 

Бывает и поиском любви — чтобы признали, обожали, ценили, хвалили, гладили. 

Экзистенциальная травма тоже встречается. 

Я умру — но мои кадры останутся. 

ВАЖНО

Это не диагнозы. Я пишу о возможных взаимосвязях. Фотография, действительно, часто становится терапией. Часто лечит, но чаще — просто компенсирует. 


Есть версия, что творцу не нужно прорабатывать травмы, потому что исчезнет мотив, исчезнет потребность в творчестве. 

Но это для меня выглядит больше бегством. 


Часто говорят, что если бы не было травмы — не было бы шедевра. И вроде бы это логично.


Но предполагать с равной степенью вероятности можно и то, что талантливый человек без травмы мог бы создать больше — просто потому, что не было бы препятствий. Но это разговор про угадайку. Мы не знаем, как могло бы быть. 


Резюме

Текст получился чуть неполным, но я от него уже устала и явно что-то упустила. 

Главная задача выполнена. Мне важно было структурировать мотивы и показать, что бывает, с чем я сталкивалась. 


По поводу мотивов из травматики вот что хочу ещё сказать. 

Без травмы можно и нужно продолжать снимать. Но! Недостаточно просто убрать гнилую несущую стену. Нужно сначала строить новую опору.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности