Я очень, очень давно хотела подступиться к этому тексту. Вероятно, он даже не для вас, а для меня.
Причины, по которым студенты молчат.
Я как будто хочу оправдать тишину, понять её. Несмотря на то, что именно тишина — максимально неэффективная стратегия поведения в обучении. Особенно в форматах с обратной связью.
Признаюсь, я её — тишину — плохо выдерживаю. Поэтому исследую и размышляю. Даю внутри себя право на такую тишину. Но бесит все равно, потому что неэффективно.
Ужасно. Максимально неэффективно.
Но, как говорится мной — лучше хреново, чем никак.
Если все-таки хочется не хреново — читайте и наблюдайте за собой. А для пользы СЕБЕ — пишите коммент.
Тишина в блоге — чуть другая история, кстати.
Первое и вполне очевидное — страх выглядеть глупо. Особенно в сравнении с другими. Страшно получить осуждение.
Понятный и вполне привычный, даже не осознаваемый страх услышать «стыдно этого не знать»
Страх ляпнуть.
Невпопад. А вдруг вопрос вообще на по теме.
Установки из детства.
Молчи, когда взрослые говорят. Молчи и слушай. Пассивное слушание ещё и в школе навязывается как жёсткий навык.
Если я спрошу — это вызов авторитету преподавателя. Хотя мне непонятно, как это может быть.
Лень.
Ожидание «блюдечка с голубой каёмочкой». Нежелание разбираться.
Из такой позиции люди ждут, пока другие зададут вопрос.
Потребительский вариант, минимизация собственных усилий.
В слове потребительский нет негативной коннотации. Просто факт.
Перегруз.
Инфы так много, что в какой-то момент непонятно, о чем бы спросить.
Но если вопросы и позже не появляются — значит, включается что-то ещё.
Иногда маятник уходит в противоположную сторону и человек может начинать бесконечно спорить с наставником, что небо не голубое, а зелёное.
Такая стратегия тоже не приносит результатов, в споре не рождается истина. В споре инициатор всегда старается встать на голову оппонента. И здесь обучение заканчивается.
Размышлять, задавать вопросы и спорить — эти разные позиции. Из разных состояний.
Попробуйте понаблюдать за собой.
А я пока приведу несколько аргументов, напишу, почему же молчание не приносит достойных результатов.
✘ Накопление пробелов — недопониманий. Потом к ним сложно вернуться.
✘ Замедление развития мышления — вопросы помогают обучиться структурировать информацию, искать ответы (задавать вопросы — себе в том числе, и искать на них ответы — вообще изумительный навык)
✘ упускается возможность диалога и контакта с преподавателем, упущение шанса делать своё обучение более индивидуальным
✘ если студент молчит — преподаватель не знает, где трудности. Никто не умеет читать мысли
✘ молчание закрепляет позицию потребления знаний. Тут нет активного формирования, материал хуже усваивается
✘ молчание — барьер к уверенности, саморазвитию и проявленности
В мастерской есть правило
«Нет глупых вопросов»
Я всегда благодарна за вопросы, потому что они помогают глубже раскрывать тему.
Да, иногда могу отправить в поисковик — формируя навык самостоятельного поиска ответа. Но всегда с радостью и охотно отвечаю на вопросы, которые появляются.
Всегда есть посты для вопросов. Всегда есть время на эфирах для них. Всегда есть поле «оставить комментарий»
Когда вы молчите — это всегда упущенная возможность. Всегда.
Даже сейчас.
МАРУСИНЫ ТЕКСТЫ

СТАБИЛЬНОСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

АГРЕССИЯ И РАЗДРАЖЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНА

ВДОХНОВЕНИЕ

ПРИНЦИПЫ МАСТЕРСКОЙ

10 ПРИЗНАКОВ НЕ-КРИТИКИ

УНИКАЛЬНОСТЬ МАСТЕРСКОЙ

АВТОРЫ НЕ ПУБЛИКУЮТ СНЯТОЕ

СКРОМНОСТЬ
