Я очень, очень давно хотела подступиться к этому тексту. Вероятно, он даже не для вас, а для меня.

Причины, по которым студенты молчат.

 

Я как будто хочу оправдать тишину, понять её. Несмотря на то, что именно тишина — максимально неэффективная стратегия поведения в обучении. Особенно в форматах с обратной связью.

Признаюсь, я её — тишину — плохо выдерживаю. Поэтому исследую и размышляю. Даю внутри себя право на такую тишину. Но бесит все равно, потому что неэффективно.

Ужасно. Максимально неэффективно.

Но, как говорится мной — лучше хреново, чем никак.

Если все-таки хочется не хреново — читайте и наблюдайте за собой. А для пользы СЕБЕ — пишите коммент.

Тишина в блоге — чуть другая история, кстати.


Первое и вполне очевидное — страх выглядеть глупо. Особенно в сравнении с другими. Страшно получить осуждение.

Понятный и вполне привычный, даже не осознаваемый страх услышать «стыдно этого не знать»

 

Страх ляпнуть.

Невпопад. А вдруг вопрос вообще на по теме.

 

Установки из детства.

Молчи, когда взрослые говорят. Молчи и слушай. Пассивное слушание ещё и в школе навязывается как жёсткий навык.

Если я спрошу — это вызов авторитету преподавателя. Хотя мне непонятно, как это может быть.

 

Лень.

Ожидание «блюдечка с голубой каёмочкой». Нежелание разбираться.

Из такой позиции люди ждут, пока другие зададут вопрос.

Потребительский вариант, минимизация собственных усилий.

В слове потребительский нет негативной коннотации. Просто факт.

 

Перегруз.

Инфы так много, что в какой-то момент непонятно, о чем бы спросить.

Но если вопросы и позже не появляются — значит, включается что-то ещё.

 

Иногда маятник уходит в противоположную сторону и человек может  начинать бесконечно  спорить с наставником, что небо не голубое, а зелёное.

Такая стратегия тоже не приносит результатов, в споре не рождается истина. В споре инициатор всегда старается встать на голову оппонента. И здесь обучение заканчивается.

Размышлять, задавать вопросы и спорить — эти разные позиции. Из разных состояний.

Попробуйте понаблюдать за собой.

 

А я пока приведу несколько аргументов, напишу, почему же молчание не приносит достойных результатов.

✘ Накопление пробелов — недопониманий. Потом к ним сложно вернуться.

✘ Замедление развития мышления — вопросы помогают обучиться структурировать информацию, искать ответы (задавать вопросы — себе в том числе, и искать на них ответы — вообще изумительный навык)

✘ упускается возможность диалога и контакта с преподавателем, упущение шанса делать своё обучение более индивидуальным

✘ если студент молчит — преподаватель не знает, где трудности. Никто не умеет читать мысли

✘ молчание закрепляет позицию потребления знаний. Тут нет активного формирования, материал хуже усваивается

✘ молчание — барьер к уверенности, саморазвитию и проявленности

 

В мастерской есть правило

«Нет глупых вопросов»

Я всегда благодарна за вопросы, потому что они помогают глубже раскрывать тему.

Да, иногда могу отправить в поисковик — формируя навык самостоятельного поиска ответа. Но всегда с радостью и охотно отвечаю на вопросы, которые появляются.

Всегда есть посты для вопросов. Всегда есть время на эфирах для них. Всегда есть поле «оставить комментарий»

 

Когда вы молчите — это всегда упущенная возможность. Всегда.

Даже сейчас.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности