Более 10 лет ежедневно я занимаюсь отбором фотографий.
На заданиях в мастерской, для выставок, в конкурсах.
Сотни, десятки сотен, тысячи фотографий, миллион? Я не знаю, сколько видела.
Но мне каждый раз радостно и каждый раз больно.
У меня травма отверженного.
Я знаю, как это ощущается, когда отвергают, не выбирают, не замечают.
Хочу рассказать, как работаю с этим.
С обеими сторонами медали.
Я как отборщик, член жюри.
Между справедливостью и состраданием.
Моё «нет» — часть правил и договоренностей, обусловленных не личными предпочтениями, а задачами.
Любой отбор — это не просто выбор «лучших», а следование критериям.
Я вижу не человека, а фотографии, с которыми веду работу по конкретным параметрам: технике, оригинальности, соответствию теме. Моё решение не про «хорошо/плохо», а про «подходит/не подходит». И часто этот выбор очень сложен — на каждом отборе конкуренция очень высокая.
Нам всем важно помнить: решения членов жюри не отражает ценность человека как фотографа.
И важно понимать, что в другой номинации, другом конкурсе твоя работа могла бы блистать.
Любой отбор — это столкновение с ограниченностью: мест мало, ресурсов мало, времени мало. Даже самый справедливый выбор кого-то исключит.
Я постоянно напоминаю себе, что «не выбирать» тоже предательство.
Если я начну брать всех подряд из жалости — я предам тех, кто действительно соответствует критериям. Предам свои принципы, свой профессионализм.
Хотелось бы тебе быть выбранной «из жалости»?
За годы практики я выработала критерии, которым честно следую, готова давать обратную связь — в рамках личных консультаций.
Это профессиональная необходимость.
Быть по обе стороны выбора тяжело.
Но мне кажется, что именно эта двойственность делает меня более чутким профессионалом.
Я знаю, каково это — ждать вердикта, и потому могу быть справедливым жюри. Я знаю, как может ранить отказ, и потому учусь выбирать себя.
Вторая сторона медали
Боль от проигрыша, отказа, «невыбора»
Начнём с того, что чувствовать себя ненужным — это биологическая реакция. Наш мозг воспринимает отвержение как угрозу выживанию. Отсюда физическая боль в груди, спазмы в животе, желание замкнуться.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Дать себе время на проживание эмоций.
Скажи себе: «Да, мне больно. Это естественно. Я не обязана сразу взять себя в руки».
Не запрещай себе злиться
Можно проговорить вслух: «Это чертовски обидно! Я вложила столько сил!» — это снимет напряжение.
Как «перестать жрать кактус»
Иными словами, как выйти из ощущения, что надо стараться, чтобы выбирали.
Что помогло мне.
Я разрешила себе выбирать.
И другим тоже.
Когда мы обижаемся на чужой выбор — мы запрещаем выбирать.
Они меня не выбрали? Имеют на это право.
В этом месте я столкнулась с тем, что моя самооценка оказалась привязана к другим людям. То есть они своим выбором как бы давали мне понять, что я хорошая. Но я и без них хорошая!
Здесь мне помог противовес.
Собрала доказательства своей ценности.
Начала наблюдать, где меня уже выбирали (даже в мелочах: друзья, клиенты, прошлые проекты)?
Где я сама делала выбор (например, отказалась от неподходящего заказа, хотя он был хороший, просто не подошел)
Всегда представляю, что бы было в магазине, если бы молоко, которое не выбрали — прокисало сразу же. Или другие столы в мебельном рассыпались бы, если бы я их не купила. Всегда становится смешно!
Раздели внутри себя «отказ» и «отвержение»
Если ты чувствуешь, что меня «не выбрали = не полюбили» — напомни себе, что роль наставника или члена жюри — не давать любовь, а оценивать работу. Это не про твою ценность, а про работу людей.
Что Я выбираю там, где меня не выбирают? Боль? Или идти дальше?
Конкурсы, обучения, выставки — это не очередной шанс быть выбранной, а очередная возможность расти.
ВАЖНО
Если боль парализует, стоит обратиться к психологу.
МАРУСИНЫ ТЕКСТЫ

КОПИРОВАНИЕ

МОЛЧАНИЕ

СТАБИЛЬНОСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

АГРЕССИЯ И РАЗДРАЖЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНА

ВДОХНОВЕНИЕ

ПРИНЦИПЫ МАСТЕРСКОЙ

10 ПРИЗНАКОВ НЕ-КРИТИКИ

УНИКАЛЬНОСТЬ МАСТЕРСКОЙ

АВТОРЫ НЕ ПУБЛИКУЮТ СНЯТОЕ
