Завершая общую тему нуара, вновь обратимся к подтеме «нуар и …». Посмотрим на сей раз, как он сочетается с фантастикой.

Оказалось, прекрасно. Правда, это выяснилось не сразу, но сейчас такой синтез кажется не только естественным, но едва ли не традиционным. А пионером в этом алхимическом соединении выступил британец сэр Ридли Скотт (р. 1937).

Скотт — режиссёр многоплановый, противоречивый и неровный. В его обширной фильмографии есть даже откровенные провалы (не только с коммерческой, но и с художественной точки зрения). Но взлётов всё-таки больше. И какие взлёты!.. Редкому режиссёру удаётся за свою карьеру дать образцовые ленты в очень разных жанрах, а ещё реже — создать жанры новые. Скотту удалось.

Начинал он в рекламе на ТВ, а за дебютную ленту, суровую мужскую историческую драму «Дуэль» (1977) о многолетней вражде двух офицеров в наполеоновскую эпоху, между прочим, получил приз в Каннах. Но ошеломляющий зрительский успех к нему пришёл после второй картины, «Чужой» (1979), где его гений жанрового синтетизма проявился вовсю. Это соединение фантастики, драмы, триллера и хоррора. Фильм выглядит правдоподобно и пугает до сих пор. А уж сколько у него было продолжений — вы и сами знаете. Потом у Скотта было ещё много любопытного: феминистская (как сейчас бы сказали) драма «Тельма и Луиза» (1991), масштабный пеплум «Гладиатор» (2000), ужасный ужастик «Ганнибал» (2001)… Однако «Бегущий по лезвию» (1982) стал особым случаем режиссёрской удачи.

К 1982 году классический нуар давно ушёл в область истории кино и многими зрителями, особенно молодыми, вообще был забыт. Вот Скотт в очередной раз и объяснил аудитории, что новое — это хорошо забытое старое.

Он взял не очень известный роман фантаста Филипа Дика, перекроил сюжет и создал пронзительную историю о взаимоотношениях людей и репликантов — человекоподобных роботов, имеющих короткий срок эксплуатации. В противоположность Джорджу Лукасу, который только разворачивался со «Звёздными войнами», где всё было построено на экшне и лобовых спецэффектах, Скотт скрупулёзно воссоздал уникальный квазиреалистичный мир недалёкого будущего, чем-то очень похожий на Запад, а действие в фильме намеренно сделал неспешным, почти тягучим. Но главное, что резко выделяло картину на общем фоне тогдашней фантастики, это её визуальный стиль. Хочется даже написать Стиль.

Вот тут-то ему и помог нуар. Собственно, стилистически «Бегущий по лезвию» — самый настоящий нуар с его мрачностью, тенями, туманами, контрастным светом и тревожной, гнетущей атмосферой. Потом то, что придумал Скотт, назвали киберпанк.

В момент выхода фильм провалился в прокате, но затем стал хитом на видео, а со временем превратился в эталонную классику жанра. Почти вся футурологическая фантастика, выходившая после «Бегущего…», так или иначе использует его опыт.

Любопытный факт: по требованию продюсеров фильм вышел в прокат с хэппи-эндом, но режиссёрская версия, а она тоже впоследствии была выпущена, значительно смурнее. Всего же лента существует… в семи версиях! Но режиссёрская, конечно, основная, и однажды (в 1992) она была признана не кем-нибудь, а учёными лучшим научно-фантастическим фильмом в истории.

Кстати, режиссёр иного поколения Дени Вильнёв умудрился почти точно скопировать картинку Скотта в сиквеле «Бегущий по лезвию 2049». Вызывает уважение его профессионализм, но без картины 1982 самостоятельного значения фильм 2017 года, увы, не имеет.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Политика конфиденциальности